Александр Шаганов
Александр Шаганов

Имя этого поэта-песенника давно известно поклонникам здоровой «попсы» в нашей стране. И не только потому, что песни Александра Шаганова открыли публике Диму Маликова, Сергея Чумакова, «Любэ» и «Иванушек». Стиль Шаганова чувствуется в каждой его песне. И ни один мелодист-соавтор не может «спрятать» Сашиной сущности, его индивидуальности. Он и лирик, и трагик, и немного философ. В жизни он такой же. Считает, что зацикливаться ни на чем не стоит. Совсем скоро в продаже появится новый компакт-диск с его песнями. В предверии этого события мы и встретились с Александром.

- Александр, я знаю, что твой творческий путь начался более 10 лет назад. Это достаточно давно, если брать во внимание твой возраст...

- Да, это было давненько. Моя первая песня, «Владимирская Русь», была записана популярной в середине 80-х группой «Черный кофе». Самое удивительное, что песня сразу пошла, что называется, в народ. Первые строчки всех хит-парадов пестрели «Владимирской Русью». Это было очень важно - начать с победы, громко заявив о себе. Честно скажу: я об этом и не мечтал. Ведь до этого я был простым пареньком. Учился в школе, потом в институте связи. Получил диплом инженера электросвязи. Признаюсь, я до сих пор не понял, по какому принципу работают телефоны. А стихосложением я начал заниматься еще в школе. Как-то раз решил предложить свои тексты одному артисту, но он их не взял. Честно вам скажу, я не родился с серебряной ложкой во рту. Мое становление не отличалось от становления многих других людей шоу-бизнеса. Конечно, при любой возможности я старался познакомиться со всеми музыкантами. Посещал все концерты, «тусовался». Много было моментов отчаяния, когда я думал, что уже ничего не изменится. И вот в один прекрасный день я познакомился с лидером популярной тогда группы «Земляне» Игорем Романовым и Алексеем Глызиным. Я до сих пор дружу с ними. Этим людям я благодарен за многое. Но что самое удивительное, ни один из них так и не спел песни на мои стихи.

- В 1986 году ты попал в шоу-бизнес, который резко отличался по своим принципам от нынешнего...

- Да, но состояться трудно в любое время. Правила игры тех лет были совершенно другими.

- Ты застал худсоветы?

- Да. Худсоветы, «литовка» стихов - все это я до сих пор хорошо помню. Сейчас этого нет. Но и в худсоветах были свои плюсы. В те годы, если твою песню крутили на телевидении или твой диск выпустила фирма грамзаписи - это было событием.

- Не кажется ли тебе, что материал, представленный в те годы слушателю и зрителю, был более высоким по качеству?

- Не уверен. Сейчас появились так называемые «возрастные исполнители». Сегодня тинейджеры увлекаются «HI-FI», «А-Мегой», «Мумий Троллем», «Чижом и компанией». Ясно, что люди более зрелого возраста слушать этих исполнителей не будут.  А тогда этого не было. Все возрасты слушали одних и тех же исполнителей. И вообще, новые звезды должны появляться. Чем больше, тем лучше.

- Когда ты попал в мир эстрадной песни, были ли у тебя свои кумиры среди поэтов-песенников?

- Да, это Леонид Петрович Дербенёв, Константин Никольский, Андрей Макаревич. Я учился на их опыте. Все время пытался найти отгадку: почему одна песня становится популярной, а другая - нет. Тем не менее, я понимал, что у каждого свой путь. И пройти его надо по-своему.

- На твой взгляд, для поэта-песенника родиться в Москве - это преимущество или недостаток?

- Конечно, это преимущество. Ведь для того, чтобы чего-то добиться в шоу-мире, нужно постоянно поддерживать связь. Так уж сложилось, что Москва - центр российского шоу-бизнеса. Хотя само место рождения ничего не значит. Если человек думает о карьере, он едет в Москву. Хотя вспомните массу коллективов, которые сделали свои первые шаги не в Москве - «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Комбинация» - и стали очень популярными.

- Саша, какие свои песни ты впервые услышал на улице?

- Это были песни из самого первого альбома группы «Любэ». Первый раз я услышал «Батьку Махно». Мне было безумно приятно слышать свои песни из уст народа.

- Тебе сложно писать песни уже состоявшимся «звездам»?

- Да. Тяжело потому, что я их помню с тех времен, когда я был мальчишкой, а они уже сияли. Они для меня до сих пор как бы недосягаемы. И в моменты общения с ними присутствует какое-то стеснение. Хотя с Софией Ротару мы записали 3-4 песни. Две из них - «Остров любви» и «Свитерок» - стали достаточно популярными.

- Саша, ты был первым поэтом для Димы Маликова, Сергея Чумакова, «Любэ» и «Иванушек». Ты причастен к появлению на эстрадном небосклоне этих «звезд».

- Да, это процесс очень интересный - когда ты видишь, что никому не известный исполнитель становится популярным. Хотя с Женей Белоусовым я стал сотрудничать, когда он был очень популярен. Но робости в общении с ним не было. Видимо, потому, что я познакомился с Женей еще тогда, когда он был никому не известен. К тому же, мы были ровесниками, а это уже много значит. Писать для Ротару я стал благодаря композитору Володе Матецкому. Он предложил мне сотрудничество, я согласился. В свое время записала мою песню под названием «Кристиан» Алла Пугачёва. Но она не стала шлягером. Наверное,

потому, что она несколько философична. К тому же у «суперзвезд» есть свои авторы. У Пугачевой это Николаев. Честно скажу, писать эти песни для самых популярных артистов было достаточно сложно.

- Ты был автором всех песен Сергея Чумакова. Я слышал, что между вами произошел конфликт, после чего вы расстались...

- Да. У нас был серьезный конфликт. Но мы уже помирились. Правда, больше не сотрудничаем.

- Твой самый постоянный автор?

- Игорь Матвиенко. Мы начали в одно время и с удовольствием работаем вместе. С Игорем мы приятели. Этот человек живет очень интересной жизнью. Когда Игорь берется за какие-нибудь проекты, все смотрят и думают, что они провальные. А в конце концов получается наоборот. Так было и с «Любэ», и с «Иванушками».

- А как ты сам запел?

- Все, что связано с песней, мне интересно. Какое-то время я был продюсером Сережи Чумакова. Именно в те годы я задумался, что же испытывает человек в тот момент, когда он стоит в студии перед микрофоном. На концертах я часто читал свои стихи, и один из директоров предложил мне записаться в студии. Тогда я и решил запеть. Я помню, как несколько лет назад на Дне города Самары я выступал со своими песнями. Мне надолго запомнился прием самарских зрителей.

- Ты написал много «дворовых» песен, которые исполняли Чумаков, Белоусов, «Любэ». А сам-то где рос, на улице или дома?

- Я вырос в дружной и порядочной семье, но сказать, что я был маменькиным сыночком, нельзя. Были в моей жизни и подъезды, и ночи бессонные, и сигареты, и вино.

- Что касается вина. Как на сегодня у тебя обстоят дела с употреблением алкоголя?

- Я могу посвятить этому денек-другой, но, будучи нетрезвым, я не написал ни одного текста. В нетрезвом состоянии не может получиться что-то толковое. Кстати, совсем недавно вышла моя первая книга «Станция «Таганская». После чего меня приняли в Союз писателей России. И вообще, написать хорошую песню для меня сегодня важней, чем чтобы люди узнали, кто ее автор. Раскручивать свою фамилию - дело глупое.

- Как сегодня зарабатывает себе на жизнь поэт-песенник? Ни для кого не секрет, что жить на авторские от РАО невозможно.

- Еще Зощенко сказал: «Мы пишем не ради гонораров, но именно они вносят некоторое оживление в нашу жизнь». Мне не хотелось бы называть конкретные суммы. Хотя финансовая дисциплина, безусловно, должна всегда и во всем присутствовать. Все финансовые вопросы решает мой директор.

- Тебе льстит, когда тебя называют «вторым Есениным»?

- Я не знаю, как к этому относиться. Это Ваня Демидов назвал меня так. Мне кажется, что это сравнение несколько обижает поклонников творчества Сергея Александровича. Ну какой я Есенин?

- Хотя, безусловно, что-то в твоем образе есть от русского гения - кудрявый, голубоглазый, поэт. Правда, песенник. Ты производишь впечатление, создаешь образ беззаботного человека. Эта черта присуща твоему характеру?

- Я бы не сказал, что живу беззаботно. У меня в жизни было много потрясений. Самое главное, что я выстоял и, хотя с трудом, но смог их пережить.

- Многих твоих друзей уже нет на этом свете. Игорь Сорин из «Иванушек», будучи в состоянии наркотического опьянения, выбросился с балкона собственного дома, Женя Белоусов много пил, что послужило одной из причин его быстрого ухода, Сергей Парамонов (помните «Не дразните собак»? - Прим. авт.) тоже спился...

- Очень тяжело терять совсем молодых друзей. Но я не скажу, что Сорин всегда был под кайфом. Когда я с ним общался, он был в совершенно нормальном состоянии.

- Совсем недавно Кирилл Андреев из тех же «Иванушек» после передозировки наркотиков долгое время находился в коматозном состоянии в реанимации. Эта напасть уносит все больше и больше жизней. Ты не пробовал в своих песнях затронуть эту проблему?

- Очень сложно написать такую песню, хотя ты подал мне идею. Над этим стоит подумать. Это ужасно, когда вслед за Игорем покончили жизнь самоубийством несколько девочек. Они мотивировали это тем, что их пребывание на этом свете не имеет смысла без их кумира.

- Люди, с которыми ты общаешься, - из мира шоу-бизнеса?

- Нет. Близких друзей из шоу-мира у меня не так уж и много. Мои друзья - люди «внятных» профессий.

- Тебя осаждают поклонницы?

- Их не так уж и много. Это хорошие девочки. Хотя есть и сумасшедшие. Такие девочки любят исписывать подъезды и разбивать там стекла. Девушки меня не забывают.

- Как же случилось так, что тебе 34 года, а ты до сих пор не женат?

- Не знаю.

- Во всем виноват твой знак гороскопа: ты Рыбы, а они одни из самых несексуальных знаков.

- Я гороскопам особо не доверяю. Хотя есть в этом нечто такое, что заставляет обратить на себя внимание.

- Александр, что бы ты мог пожелать своим поклонницам, сумасшедшим и не очень?

- Всегда будьте настроены на лучшее. Думайте, что худшее позади. А мы уж постараемся оправдать ваше доверие.

 

1999 г.

Алексей Семёнов© 2011-2019