Сегодня в гостях у нашего журнала начальник управления образования администрации города Самара, кандидат психологических наук, доцент Алла Александровна Волчкова - человек, отвечающий за воспроизводство знаний, а значит, за интеллект будущего поколения, его способность претендовать на достойное место в новом мире.
Алла Александровна, давайте начнем разговор с вашей скромной персоны. Интересно узнать, какими путями приходят к должности, о прошлом начальника управления образования.
Начинала я свою профессиональную деятельность в Костроме, в клубе юных летчиков и десантников. С детства мне нравилось дружить с мальчиками. Они в шутку называли меня «комиссаром».
Как вы попали в Кострому, вы же самарская?
Я закончила среднюю физико-математическую школу №135, что на Безымянке. После чего решила поступать в Костромской пединститут.
Почему?
В какой-то момент меня заинтересовала психология. К примеру, один мой любимый вопрос тогда звучал так: «Что руководит человеком, когда он желает руководить другими?» В те годы в Костроме была создана научная школа, где можно было получить специальность практического психолога. Я взяла билет на теплоход и отправилась в Кострому. Прибыла и поступила в институт. До сих пор я не жалею о том своём выборе. Институт наш работал по системе открытого вуза, то есть студенты там учились и там же работали. А ещё у меня были мечты, связанные с морем и небом. В Костроме моря нет, только небо. Поэтому я решила участвовать в создании клуба юных десантников и летчиков. Как оказалось, он был первым в России. Тогда мне было 18 лет.
Вы прыгали с парашютом?
У меня 42 прыжка. Начинала прыгать вместе с детьми с вышки. Практически все мои выпускники поступили в Рязанское военное училище. До сих пор мы с ними поддерживаем самые теплые отношения.
Прыжок в бездну - это не страшно?
Первая мысль - надо, раз я лидер. Прыгала я с закрытыми глазами, превозмогая себя. Потом пришел интерес, после - азарт. Эти прыжки были для меня самоутверждением. Следующий важный этап в моей жизни - работа во Всесоюзном пионерском лагере «Артек». Три года вожатой в одном из самых популярных лагерей в «Артеке» - «Морском». Моими воспитанниками были и внук Андрея Андреевича Громыко, и племянник Черненко, и Ирочка Шолохова. До сих пор я поддерживаю отношения с дочерью космонавта Германа Титова. В моем отряде был даже принц Иордании. Я работала с ребятами из 16 государств мира. В этом мне помогло знание английского языка. В 23 года я вернулась в Куйбышев, к родным пенатам. Здесь меня пригласили работать в комсомол. Тогда это было очень престижно. Я прошла все ступени комсомольской карьеры - райком, горком, обком. Была первым и последним председателем совета областной пионерской организации. Видно, поэтому у меня есть огромное желание возродить традиции детской и молодежной организации на территории Самары. Самое интересное, что эта инициатива исходит от детей.
Я слышал о существовании программы «Дети - детям». Что это такое?
К примеру, когда ребята собирают макулатуру, 50% собранных средств они отдают на нужды школы, а вторую половину - на нужды детских домов и школ- интернатов. Кстати, в Самаре возродился Орден Милосердия - современный аналог тимуровского движения. Есть и другие направления - «Спорт любить - сильным быть», знакомые «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Зарница», «Туристические эстафеты». Конечно, идеология сейчас несколько иная. Но она есть. Моё глубокое убеждение - что эти организации не должны опять уходить в школу. Они должны находиться по месту жительства ребенка и быть разновозрастными.
Вы рассказали о комсомольском прошлом. Как оно соотносится с профессией педагога?
Многие считают, что комсомольский лидер - это только тот, кто с трибуны мог выступать. Работала я в отделе учащейся молодёжи, мы занимались всем. И процессом обучения, и пионерскими лагерями, и массовыми мероприятиями. Мы собирали металлолом и макулатуру. Я не считаю себя «кабинетным» человеком. За 20 лет меня очень многие люди в городе узнали. Я получила хорошее базовое образование. 20 лет занималась педагогической деятельностью. Это основной мой педагогический стаж. В свое время я работала учителем истории и считала эту профессию своим призванием. В это время я уже училась в Москве, в Академии образования. Тогда я много занималась проблемами одиночества в подростковом возрасте. После того как комсомол распался, я защитила кандидатскую диссертацию по проблемам молодежной субкультуры. И меня пригласили работать в педагогический институт. Через год я была избрана завкафедрой теории образования. И до сих пор, вот уже десять лет, ею руковожу. Сейчас я преподаю на историческом факультете. В нашем городе работает около 600 учителей истории, которые прошли через мои руки, через мои лекции, мое понимание педагогики и психологии, создали концепцию новой модели школы как учебно-воспитательного комплекса. В настоящее время эта идея по инициативе Г.С. Лиманского переросла в создание на территории нашего города социально-педагогических комплексов. Их задача в том, чтобы защитить ребенка и заставить общество решать его проблемы. Ребенок должен быть счастливым. Восемь лет я работала завучем, научным консультантом и руководителем школы №148 в Ленинском районе. Мы стояли у истоков её создания. Параллельно я закончила докторантуру в МГУ и подготовила к защите докторскую диссертацию.
Скажите, вам интересно работать в нынешних условиях, когда многие вопросы приходится решать по-новому?
Да. Если бы я не видела плодов своей работы и у меня иссякли идеи, я бы работать не стала. Даже если из 100 идей хоть одна реализуется, мне сразу становится легче и спокойнее на душе. Для меня всегда было главным, чтобы ребенок мог реализоваться. Эти условия мы и пытаемся создавать для детей. Я убеждена, что больше всех в нашем государстве не защищен подросток. Подросток сегодня - это огромная проблема общества. По инициативе главы города Георгия Сергеевича Лиманского мы создали социально-психологические службы в городе. Они есть в каждом районе. Только в этом году 12 000 детей самостоятельно обратились в эти службы для решения своих проблем. Школа должна учить, подростковый клуб - заниматься досугом, центр внешкольной работы - давать дополнительное образование, а проблемы личности должны решать социально-психологические службы. Мы при активной поддержке городской администрации эту систему создаем.
Эта работа - составляющая программы «Дети Самары»?
Да. «Дети Самары» моя любимая программа. Но это еще не все. У нас есть много отдельных программ. К примеру, «Подростковые клубы».
Совсем недавно мы освободили под такой клуб целый этаж на улице Теннисной. Там будет тренажерный зал, боксерский ринг, теннисный стол. Наша задача - обеспечить подросткам возможность общения. Пусть приходит в спортзал и сам занимается своим совершенствованием. Пусть придёт в туристический клуб и сам предложит, чем он хочет заняться. Есть проблемы с семьей? Для этого в городе созданы социально-психологические центры. Мне хотелось бы, чтоб психологами были мужчины. Сейчас сложная ситуация, в образовании одни женщины. Мужчину нужно вернуть в школу, в этом есть большая необходимость. Самая актуальная городская программа - «Наркотикам - нет». Есть среди городских программ мои самые любимые. Одна из них - «Молодые в образовании». Пришло время, когда дети должны общаться с более молодыми людьми, теми, кто понимает их проблемы. Я не оспариваю достоинств педагогов, которым по 50-60 лет, но рядом с ними должны быть и молодые. Одни с жизненным и профессиональным опытом, другие - с пониманием проблем молодежи.
Какую оценку вы можете поставить системе образования в нашем городе?
Самара занимает одно из первых мест в России. На территории нашего города есть все типы учебных заведений, которые прописаны в законе об образовании. То есть, если ребёнок слабо видит, слабо слышит, у него задержка в развитии - для него есть специальные учреждения. Есть школы и для одарённых детей. Для ребёнка, который просто не хочет учиться, на базе вечерней школы создано социально- педагогическое отделение. В этом году, встретившись со студентами первого курса исторического факультета, я была восхищена тем, что дети из вечерних школ занимаются в вузах. Это наша педагогическая победа.
Что ждет в дальнейшем самарское образование?
Я надеюсь, светлое будущее. У нас сохранился консерватизм образования. В России в целом нет, а в Самаре - да. Вы спросите, почему? Я вам отвечу. Прежде всего, потому что сохранились учителя, которые понимают, что это их миссия - учить детей, и они добросовестно ее выполняют. В городе есть родительская общественность, которая осознаёт, что государству тянуть на своих плечах образование не по силам. Родители помогают и материально, и морально. Но для городской администрации финансирование образования остаётся главным приоритетом. Как только годовой бюджет города начинает формироваться, сразу определяется сумма, которая нужна для образования. Задержек в финансировании нашей сферы не бывает, и в этом большая заслуга Г.С.Лиманского. Образование финансируется по потребностям. В Самаре есть огромный потенциал для его развития. В Самаре должны быть самые просвещенные учителя, самые понимающие родители и самые счастливые дети.
Видимо, поэтому 56 научных работ А.А. Волчковой посвящены этой проблеме. Одна из самых популярных - книга «Берем в союзники семью», где она дает родителям советы, как сделать ребенка счастливым. Рецепт, который так часто неизвестен нам, взрослым.
1999 г.