Римма Маркова

Лицо киноактрисы Риммы Марковой знакомо многим. Но кто знает, что родилась она в посёлке Чурино Самарской области?

Некоторые кинокритики считают, что творческий пик Марковой уже давно позади. Утверждение спорное, хотя бы потому, что не было ещё и года, чтобы Римма Васильевна не снялась в каком-нибудь фильме. Другое дело, что не каждая её роль - главная. Впрочем, сниматься в эпизодах и второстепенных ролях ей приходилось и прежде. Недаром говорят: нет маленьких ролей, есть маленькие актёры. Взять хотя бы клип из «Русского проекта», где она и Нонна Мордюкова по шпалам шагали. В минуту экранного времени две великие актрисы сумели вместить жизнь и боль целого поколения.

Бесспорно, самой удачной работой в творчестве Марковой стал фильм «Бабье царство». За эту рабо­ту актриса получила не одну премию. Самое удивительное, что образ героини, созданный женщиной с типично славянской внешностью, произвёл большое впечатление на жюри киноконкурсов, проходивших в Сан-Себастьяне (1967) и Испании (1968).

...Римма Маркова росла отчаянной драчуньей. К тому же будущая кинозвезда отвратительно училась. Она была полной противоположностью своему млад­шему брату, известному и ныне покойному актеру Ле­ониду Маркову. Такое поведение девочки можно объ­яснить тем, что родители предоставляли хулиганке во всём полную свободу. Может, потому, что они во всем доверяли «Римке-хабалке». А однажды даже отпустили девочку вместе с братом к бабушке, которая жила под Сызранью. Ехать надо было долго, с пересадками. Девчушке было в ту пору всего девять годков. Слава Богу, с ребятней в дороге ничего не приключилось.

кадр из фильма

С детства Римма твёрдо знала, что станет актрисой. Семья Марковых была театральной и даже жила при театре (отец был актёром), а потому и сын, и дочь не мучились с выбором профессии. У девочки вечно были какие-то фантазии, идеи. Уже с первого класса Римма пыталась что-то играть. Её отец служил тогда в саратовском театре, где работали величайшие актёры: Попов, Ходурский, Хованский, Степурина. Она и её брат были заняты в спектаклях, где участвовали дети. А в Якутске специально для Марковых-младших поставили пьесу, которая на­зывалась «Дети улицы». Римма с Лёней играли брата и сестру. Причём сестру играл Лёня, маленький и худенький, а Римме, высокой, громогласной, с короткой стрижкой, досталась «мужская» роль. Пьеса пользовалась у зрителей большим успехом. Ребят хотели даже забрать в Москву, в Дом юных дарований. Но родители не захоте­ли расставаться с детьми.

В Москву будущие актёры попа­ли гораздо позже. Их отец работал тогда в вологодском театре. При нём открыли театральную студию. В ней ребята и учились. Руководила студией Лия Ротбаум, ученица известного актёра Ивана Николаевича Берсене­ва. И вот, когда она в очередной раз поехала в Москву, то решила похлопотать за Марковых перед Берсеневым. Римма тогда уже заканчивала учёбу в студии и должна была вместе с семьей переезжать в Махачкалу. В столице они с Лёней оказались случайно, проездом. Здесь Лия Давыдовна и познакомила юных актёров с Берсеневым. Всё это происходило после войны. Одеты Марковы были плохо. Римма в каком-то жутком платьице, драных тапочках. А тут... Иван Берсенев, Софья Гиацинтова, Серафима Бирман. Ученики Станиславского и Немировича-Данченко! Мхатовцы! Народные ар­тисты Советского Союза!

Эти актёры ушли из МХАТа в Театр имени Ленинского комсомола и организовали при нём студию. Набор студентов начинался с но­вого года. А Марковы приехали в Москву летом.

Встретились они с Берсеневым. Что-то почитали ему. Отец маялся в вестибюле театра, жутко за них волновался. Берсенев вышел и сказал ему: «Ну что ж, я беру ваших детей под крыло. Оставьте адрес, мы дадим знать, когда начнётся приём». После чего семейство Марковых уехало в Махачкалу. А зимой они получили долгожданную телеграмму. Кое-как Лёню с Риммой собрали. В те годы лютовал голод, всё было по карточкам. В Москве лицедеи остановились на вокзале. В театр пошли пешком, восхищаясь Мо­сквой. Когда они сдавали экзамены, Иван Николаевич спросил: «Вы где остановились?» Пока Римма соображала, что ответить, Лёня взял и брякнул: «На вокзале». Берсенев в это время курил, и юные актёры впервые увидели, как папироса повисла у него на губе. Он смотрел на них выпученными глазами и ничего не понимал... Римма тогда готова была убить своего брата. Вскоре Берсенев устроил жить Марковых прямо в театре. К тому же Иван Николаевич ребятам ещё и карточки свои на обеды в ЦДРИ подарил. Знаменитой Валентине Серовой привезли картошку, так она всю её начинающим актёрам отдала. В то голодное время это был поистине царский подарок...

Кстати, Берсенев мечтал, чтобы Римма сыграла Жанну д'Арк.

Марковых оставили в театре. Спустя какое-то время Берсенев умер. В театр пришёл другой ре­жиссёр, привёл свою компанию, в которой Марковой места не нашлось. Ей тогда хотелось умереть. Но жизнь на этом не кончилась, хотя сладкой была редко.

Пережила она и не­удачное замужество. Дочь Таня и внук Федя - единственная любовь и радость Риммы Васильевны сегодня.

А не любит она сегодняшних правителей - за то, что наши государи если и думают о культуре, то в последнюю очередь. Ей больно смотреть на своих роющихся в помойках ровесников.

Марков

Много было в её жизни потерь. Уже много лет как не стало её брата. Известный актёр Леонид Марков «сгорел» от рака за месяц: 1 февраля лёг в больницу, а 1 марта его не стало. Спустя пять дней умерла её мать. Леонида Маркова многие очень любили. Его нельзя было не любить. Он был премьером Театра Моссовета, красавцем мужчиной, умев­шим подчинять себе и зал, и партнёров. Его ви­зитной карточкой в театре для многих зрителей до сих пор остаётся граф Орлов в «Царской охоте» Л.Зорина, поставленной Р.Виктюком. В кино его положительные герои олицетворяли собой понятия надёжности и чести (помните его про­фессора Смирновского из «Гаража»?). А созданные им образы кинонегодяев были реалистичными, в них, как и в настоящей жизни, зритель с трудом мог распознать подонков (таков, например, его прораб Гасилов из фильма «И это всё о нём»). Он прожил чуть больше шестидесяти, но это была прекрасная жизнь.

Таких, как Леонид Марков, даже в его поколении было немного. Совсем мало сейчас.

Может быть, поэтому Римма Васильевна до сих пор ценит в людях честность и доброту, ненавидя злость и высокомерие. Пока у Добра есть такие заступники, для нас, слава Богу, не всё потеряно...

Алексей Семёнов© 2011-2017