В ту пору, когда Самара называлась просто Куйбышевым, она не была так избалована вниманием звезд эстрады и кино, как сейчас. Никто, к примеру, и представить себе не мог, что три раза в году на сцене облцентра появиться Бернес или Шульженко. Может потому тогдашние артисты были более любимы народом, чем теперешние.

Тем не менее, у многих именитых гостей с нашим городом связаны горькие воспоминания. Артисты, как известно, народ особый и свое отношение к тому или иному событию проявляют по-своему. По-особому. И любят это делать по-разному.

Марк Бернес

Суперстарец Марк Бернес, выступая в Куйбышеве, подтвердил это, показав на одном из своих концертов излишнюю обидчивость. Во время исполнения Бернесом песни "Враги сожгли родную хату" в рядах зазвучал легкий смешок, который артист заметил, так как в те годы было не принято нарезать песняки под фанеру, которая бы заглушила даже самую негативную реакцию зала. Увидев, а точнее услышав такое хамское отношение зрителей, Марк Наумович прервал концерт. И скрылся за кулисами, за которыми добросовестный администратор, испугавшись большого скандала, объяснил народному, что в Самаре ходит-бродит анекдот о горьком пьянице, который, увидев, что накануне сгорело здание медвытрезвителя, затянул "Враги сожгли родную хату..." Рассмеявшись, мэтр отечественной эстрады вернулся на сцену, и обыграл тот же самый анекдот, но уже по-своему. Публика была в восторге и решила, что так все и было задумано.

Популярнейший в 60-е и 70-е годы певец Вадим Мулерман на сцене конфузов по поводу реакции зрителя не испытывал. Его концерты хорошо помнят зрители тех лет. Артист всегда был на высоте. В один из своих приездов в Куйбышев, вечером, после концерта, Вадим познакомился с актрисой Ритой Гладунко, известной, в основном, по роли партизанки Елены Мазаник в фильме "Часы остановились в полночь". "Партизанка" понравилась Мулерману, и он решил вызвать у хорошенькой женщины ответное чувство. Происходило это следующим образом. В первую очередь Мулерман тайком занял номер гостиницы "Центральной", в котором проживала Рита. В номере актрисы разместился ансамбль под руководством Мулермана. И когда Рита далеко за полночь вернулась к себе, Вадим запел на все пять этажей куйбышевского отеля. Никому не известно насколько помогла певцу его ночная серенада. Но говорят, что ни один постоялец не пожаловался на утро на такое беспокойство. Даже наоборот. Соседи пытались подсмотреть, что за соловей, который так дивно пропел им всю ночь.

Николай Рыбников

Артисты и не очень известные, и знаменитые на всю страну -  тоже ведь люди. И иной раз усталость, накопившаяся в бесконечных гастрольных разъездах, дает им о себе знать. Известный киноактер Николай Рыбников будучи на гастролях в нашем городе любил расслабиться. Однажды после бани и кружечки жигулевского пивка он отправился на встречу со зрителями, где и произошел следующий курьез. Артист как полагается выступил, а чтобы напомнить о всех его работах в кино механик запустил на экран киноряд сыгранных Рыбниковым ролей. Актер тут же на сцене присел на стул, чтобы после паузы продолжить выступление. Каково же было удивление зрителей, когда зажегся свет и они увидели перед собой крепко спящего артиста, которого еле растолкал администратор, сопровождавший Рыбникова.

Киноактер Василий Лановой всегда не только отличался крутым нравом, но и гордился им. И считал, что о его "нраве" все должны знать и не перечить. Свою крутость он решил показать и отдыхающим санатория имени "Чкалова", что в районе поляны Фрунзе. Народный артист СССР попросил своего водителя спуститься к Волге прямо на машине. По очень крутым ступенькам лестницы санатория. Все обошлось благополучно, но у же на следующий день машине срочно потребовался ремонт, который и был немедленно произведен. Само собой за госсчет.

Нонна Мордюкова в нашем хлебосольном городе на сцене не спала и машины не ломала. Зато благодаря своей влюбчивости оказывалась всегда рядом с мужчинами, которые как бы отвлекали ее от работы. В Куйбышеве Ноябрина Анатольевна, так величают ее по пастпорту, возьми, да и сдружись с одним шоферишкой, который рассекал по родным просторам на служебной машине. И ряду встреч со зрителями актриса предпочла отдых с занятным водилой за Волгой.

Но не у всех на любовь хватает времени, а главное - здоровья. Лионелла Пырьева во время выступления в тольяттинском кинотеатре "Сатурн" так вообще чуть было не скончалась. С актрисой случился гипертонический кризис. Но до самого конца своего выхода она держалась молодцом. Врачи были поражены стойкости артистки, ведь после приступа ей еще две недели не рекомендовали передвигаться без посторонней помощи.

Владимир Этуш

Гостиничное начальство в нашем городе не всегда жаловало артистов. Так, например, Владимир Этуш, которого поселили в гостинице "Волга", долго возмущался тем, что его, известного актера театра и кино, поселили в дыру, в которой к тому же еще не работала сантехника. На счастье Этуша в соседних номерах проживал известный в те годы конферанс-дуэт Мирова-Новицкого. Коллеги сначала кое-как успокоили киноактера. После чего втроем отправились убеждать тогдашнего директора гостиницы Якова Хазанова дать Этушу приличный номер, изо всех сил доказывая тому, что без соблюдения личной гигиены любой артист не артист. С чем директор не сразу, но все же согласился.

Светлана Коркошко

Актриса МХАТа Светлана Коркошко тоже имела случай оценить все прелести гостиничного обслуживания в нашем городе. Правда, уже в гостинице "Центральная". Окна ее номера выходили на Фрунзе, где и по сей день ходит трамвай, издевательски нерегулярный шум которого и не давал ей заснуть. К тому же в номере опять же была неисправна сантехника. Проведя бессонную ночь, наутро актриса ультимативно заявила: "Если сегодня же вы не переселите меня в другой номер, я выброшусь из окна гостиницы". Руководство отеля, напуганное столь решительным заявлением актрисы, переселило ее в другой номер. В котором она не могла слышать шум трамвая, но где по-прежнему не работала сантехника. Светлана Ивановна поняв что за качество гостиничного сервиса в нашем городе бороться бесполезно, решила действовать сама. На счастье Коркошко по соседству проживал актер театра Вахтангова Вячеслав Шалевич, в номере которого, как ни странно, все работало. Светлана Ивановна тайком пробиралась в номер, предварительно взяв вторые ключи у дежурной по этажу, которую и просила потом посторожить у двери, чтобы, не дай бог, случайно не пришел Шалевич и не обнаружил ее, скажем, принимающей душ.

Ладно, когда в гостиничном номере не работает сантехника, но если и сценическая площадка никуда не годится, артист просто выходит из себя. Великий Федор Шаляпин, бас которого звучал во всем мире, при посещении цирка "Олимп", в реконструированном здании которого сейчас находится госфилармония, назвал это помещение конюшней, в которой нельзя петь. Правда, после того, как Самарскую филармонию построили заново, она считается и по акустике и по интерьеру одной из лучших в России. А Федора Ивановича с Самарой вообще было связано немало горьких минут в жизни. Мать Шаляпина скончалась в Самаре, в больнице имени Пирогова и была захоронена на прибольничном кладбище. Номер могилы стерся и когда певец навестил последний приют матери, он просто не мог ее отыскать. Священник показал ему место примерного захоронения. Шаляпин насыпал в шкатулку горсть земли, которую, куда бы он не ехал, всегда возил с собой до последнего дня своей жизни.

Рашид Бейбутов, известный зрителям по фильму "Аршин мал алан", посетив Самару был удивлен неведомым ему доселе количеством своих поклонниц в нашем городе. Когда он появлялся на балконе гостиницы "Жигули", какие-то женщины даже начинали бросать в воздух цветы. Букеты из рук самых метких иногда попадали прямо на балкон. И жена Рашида почему-то воспринимала происходящее слишком всерьез, была очень недовольна и сбрасывала цветы обратно, явно стараясь попасть в бейбутовских обожательниц.

Ролан Быков также во все свои приезды любил останавливаться в "Жигулях". В своем любимом шестом номере, где он жил в годы войны вместе с другими эвакуированными москвичами, актерами театра-студии. в один из таких приездов начальство гостиницы начало сигнализировать кинематографическому руководству о непристойном поведении актера. В номере 6, где Ролан Анатольевич остановился со своей супругой лисой Алисой (актрисой Еленой Санаевой), была сломана мебель, испорчены ковры. А косяки испачканы непонятной жидкостью человеческого происхождения. Все это было непохоже на скромного Быкова. Оказалось, накануне в номер к любимому артисту пожаловали молдавские цыгане, которые вместе с супругами и отпраздновали встречу. Все обошлось. Государство в лице союза кинематографистов оплатило предъявленные счета гостиничников.

У Муслима Магомаева на волжской земле возникали проблемы другого рода. Уж очень любил Муслим Магомедович водный транспорт. И въезжал в наш город, как правило, на нем. В одну из таких поездок, суперпопулярный в те годы и не знавший у женщин никакого отказа, Муслим облюбовал для себя одну красотку, которая оказалась женой штурмана того самого корабля, на котором Магомаев и приплыл к нашему берегу. Штурман, скрепя сердце дождался пока судно причалит к речному вокзалу, потом, сжав кулаки, отправился защищать честь жены. Команда поддержала речника. И тут завязалась драка между свитой Магомаева и членами команды. Правда сам суперстар в драке почему-то не участвовал. Когда в кулачном бою инцидент был исчерпан, самый молодой народный артист Союза заявил, что никогда в жизни нога его больше не ступит на эту скандальную землю. Но не прошло и года, как сценическая судьба вновь занесла Магомаева к нам. В этот раз певец поссорился с поэтом Робертом Рождественским. Зазнавшийся Муслим отказался после концерта дать автограф одной из своих поклонниц. И когда вечером творческие люди крепко выпили в сауне бассейна ЦСК ВВС, что на Волжском проспекте, между товарищами завязалась драка. "Да кто ты такой?" - кричал Рождественский, которого сильно задело магомаевское высокомерие. Принято считать, что именно эта ссора и послужила началом конца творческого тандема Бабаджанян-Рождественский-Магомаев, которому советская эстрада обязана кучей золотых шлягеров, любимых подвыпившим народом и по сей день.

Как правило, в те времена, артисты боялись конфликтовать с властями и выясняли отношения любо между собой, либо с гостиничным персоналом. Но у Юрия Антонова было все иначе. В марте 1987 года у Михалыча произошел конфликт с директором нашего Дворца спорта господином Лещевым, тогда еще называвшим себя неизвестно чьим товарищем. Автор и исполнитель не ожидал, что этот инцидент обойдется ему так дорого. Два года Антонов был запрещенным артистом на радио и ТВ, а гастролировать начал лишь несколько лет назад. На концерте 7 марта, во время исполнения одной из песен, Юрий Михайлович из первых рядов в партере услышал крики, в которых нашего советского Элтона Джона обвиняли в халтуре. Расстроенный певец попросил оскорбивших его людей покинуть зал. Но не тут-то было. Недовольные не спешили уходить. Тогда обиженный артист решил уйти со сцены сам. Музыканты продолжали наигрывать инструментальные пьесы. Взбешенный таким поведением Антонова господин Лещев прервал концерт и в свою очередь попросил гастролера покинуть пределы Дворца. Антонов был разъярен подобным самоуправством директора. Но все же он никак не предполагал, что на следующий день здание Дворца спорта будет оцеплено милицией, а все остальные концерты отменены. Мало того, господин Лещев с помощью своих знакомых и тогдашнего ОБКОМа организовал травлю певца и даже попытался организовать физическую расправу над артистом и его коллективом. Во всяком случае директору Антонова люди из КГБ выкручивали руки. Скандал получился союзного значения. После него Антонов как бы ушел на покой и почти перестал писать новые песни. А на Лещева композитор до сих пор держит зло. В своих интервью Юрий Михайлович неоднократно заявлял, что ни за какие деньги не поедет в Самару. И все-таки, благодаря усилиям своего экс-директора В.Бейлина Антонов побывал у нас вновь в конце декабря прошлого года и дал концерт в ОДО. На этот раз в партере и на балконе кричали лишь "браво", восторгаясь красотой неувядающих антоновских шлягеров. Недоброжелатели Антонова тогдашний инцидент списывали на противный характер певца и его нетрезвый образ жизни. Говорили, что исполнитель "Моря, моря" и "Крыши дома твоего" в день приезда посетил ликеро-водочный завод, на котором был награжден за творческие заслуги графином "Столичной" водки, содержимое котрого и выпил перед концертом. Но не ко всем артистам тогдашнее руководство дворца испытывало антипатию.

Алла Пугачева

Аллой Борисовной то же руководство и тогда восторгалось. Пугачева не покинула сцены Дворца, даже узнав о смерти своей матери. И отработала как и было положено около 3-х часов. Ее тогдашний директор по фамилии Непомнящий, который сейчас успешно занимается делами Киркорова, позволил себе недопустимую черствость, сообщив за два часа до концерта певице о смерти ее матери, самого дорого для нее человека. Певица, еле сдерживая слезы отработала весь концерт. Лишь в песне "Белые цветы", где  есть слова "не приедешь погостить" из ее глаз брызнули слезы. Надо отдать должное профессионализму Пугачевой, которая заявила, что не могла отменить концерт и не поделиться своим несчастьем со зрителем, который всегда и в радости и в печали с ней.

Людмиле Гурченко, по ее словам, наш Дворец спорта напоминает далеко не о самых лучших моментах ее жизни. Именно в Самаре в 1974 году, она зарегистрировала свой брак с Иосифом Кобзоном, которого, хоть и рассталась с ним давно, до сиз пор просто на дух не переносит. Вечером, после новогоднего концерта, в котором и он и она принимали участие, во Дворце состоялась гулянка, наутро после Гурченко и отправилась в ЗАГС под руку с "этим противным евреем". Людмила Марковна тогда проживала тоже не в самых комфортабельных условиях. Неизгладимое впечатление на всех участников гулянки, а не только на Кобзона, произвели в тот вечер тонкая талия Гурченко и ее засаленная белая кофта.

Эдита Пьеха во время гастролей в Самаре жила в номере вполне приличном. Правда, поссорившись со своим очередным увлечением, разбила всю посуду, приготовленную в люксе гостиницы "Волга" для особо дорогих гостей. За артистический темперамент пришлось заплатить согласно прейскуранту.

Татьяна Доронина

София Ротару известна как женщина добропорядочная. Живет Софья Михайловна всю жизнь с одним мужем, который и заботиться о целости и сохранности обстановки гостиничных люксов. Вместо выяснений отношений с горничными Ротару любила посещать ювелирные магазины, где с легкостью расставалась с деньгами, покупая что-нибудь с бриллиантом. После удачного выбора администрация магазина приглашала певицу на чашку чая - обмыть покупку.

Немногим артисткам повезло как Софье Михайловне. И муж при ней и душ работает. Артисты - люди эмоциональные, и ничего удивительного в их отрицательных реакциях на унизительно некачественное обслуживание нет. К примеру, актриса Татьяна Доронина попросила не заходить горничную к ней в номер без стука и почаще мыть полы. На что горничная довольно ехидно огрызнулась. Доронина среагировала, что называется "на импульс". И буквально огрела горничную по лбу включенным утюгом. Из чего, по счастью оставшаяся в живых обслуга, сделала вывод, что актрисы не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд.

Алексей Семёнов© 2011-2019