Лехина
Екатерина Лёхина

Впервые самарчанка стала обладательницей всемирно известной премии "Грэмми"

«Цып, цып мои цыплята»
Катя Лехина начала солировать с раннего детства. Она активно принимала участие в утренниках. До сих пор помнит, как впервые перед публикой в садике она спела азербайджанскую песню «Цып, цып мои цыплята».  Девочка с удовольствием выступала в детском ансамбле «Улыбка», чем доставляла большую радость не только родителям, но и всем окружающим. Своим жизненным выбором Екатерина Лехина обязана маме, которая способствовала развитию у дочери музыкальных вкусов и получению специального образования. Именно она привела девочку в музыкальную школу имени Д. Кабалевского. На последнем году обучения в музыкальной школе Катя всерьез задумалась над тем, чтобы бросить музыку и посвятить себя  фигурному катанию, которым она успешно занималась не первый год. Девочка была убеждена, что станет хорошим тренером, в чем не совсем была уверена ее мама. Несмотря на то, что девушке нравилось больше музицировать на фортепиано, педагоги настоятельно рекомендовали сделать акцент на вокал.

В Москву, в Москву
 Окончив общеобразовательную школу, мама привела Катю в Самарское музыкальное училище имени Д. Г. Шаталова. На первом курсе дирижерско-хорового отделения девушка уже четко осознала, что хочет стать оперной певицей. «Время тогда было непростое. Попса и кабацкий репертуар заполонили собой все: улицы, экраны телевизоров, концертные площадки. Классика стала для большинства совсем неинтересной и бесперспективной. Но я думала совсем иначе. Для меня неважным было то, сколько я буду зарабатывать. Главным было то, что я  получаю невероятное удовольствие от того, чем занимаюсь». Свои первые ощущения от встреч с оперой она до сих пор хорошо помнит. Для нее они были подобны волшебству. После посещенных спектаклей девушка примеряла на себя образы главных героинь «Евгения Онегина» и  «Пиковой дамы» представляя, как бы она спела их партии. С детства у Кати был достаточно упрямый характер. Именно он  диктовал  будущей певице, что нужно искать новые возможности и продолжать расти. Так амбиции Лехиной привели ее в Москву, город, любимый с детства. В 1998-м  Екатерина поступила в Академию хорового искусства, затем, блестяще окончив ее, поступила в аспирантуру. Педагоги отмечали у Лехиной организованность, ясное понимание цели и невероятное трудолюбие.  «Когда мой педагог профессор С. Г. Нестеренко сказала, что у меня колоратурное сопрано, я даже расплакалась. Потому что ошибочно считала певиц с  таким голосом пищалками. Я всегда мечтала петь драматические партии. Но она меня успокоила, сказав, что надо только радоваться этому, ведь это такой редкий дар». Достаточно быстро Екатерина поняла, что и Москва это не предел мечтаний, что обязательно нужно стремиться попасть в Европу.

Лехина пленила Доминго
В 2005-м Екатерина получила первую премию на конкурсе молодых оперных певцов "Санкт-Петербург", более известном как конкурс Ирины Богачевой. А в марте 2006-го в венской "Фольксопер" уже дебютировала в роли мадам Херц в "Директоре театра" и Царицы ночи в "Волшебной флейте" Моцарта. С тех пор ее путешествия по разным площадками мира продолжаются по сей день, несмотря на то, что собирать чемоданы самое нелюбимое занятие певицы.В 2007 году она приняла участие в международном конкурсе оперных певцов "Operalia", который неофициально называется конкурсом Пласидо Доминго. В третьем туре великий тенор сам стоит за пультом. Катя пела сложную арию Лакме из одноименной оперы Делиба. В конце  арии есть момент, который исполняется  певицей а cappella (без сопровождения). После чего вновь вступает оркестр.  Но знаменитый певец забыл показать вступление оркестру . В итоге концовка была смазана, так как часть оркестра поняла, что нужно идти вперед, а часть нет. Но свою финальную высокую ноту певица держала уверенно, несмотря ни на что.  При объявлении лауреатов конкурса Доминго даже попросил у публики прощения и сказал, что был настолько поражен вокалом, что заслушался и забыл вовремя показать вступление оркестру.

«Грэмми»- нечаянная радость
После "Operalia" к Екатерине подошел один из членов жюри, который предложил ей записать главную партию в современной опере  финского композитора К. Саариахо «Любовь издалека». Партия принцессы Клеманс была очень сложной, поэтому и исполнительницу в оригинальной версии для высокого сопрано долго не могли найти. Все остальные партии были записаны еще в 2006 году. Екатерину утвердили. Она приняла участие в эксперименте звукозаписывающей компании Harmonia Mundi. Все давно было записано, нужно было наложить лишь ее голос. Эксперимент объяснялся тем, что если ошибется оркестр, то исполнителю нужно будет переписывать свою партию с дублями. Решив, свести риск к минимуму, голос просто наложили. Свою партию, несмотря на сложность, Катя записала за 3 дня.  «Я находилась в Германии, и мне на электронную почту пришло сообщение, в котором некая дама уверяла что опера «Любовь издалека» выдвинута на Грэмми. Честно говоря, я подумала, что это розыгрыш. Но проверив информацию, убедилась в том, что это правда. В ночь на 14 февраля в номинации «Лучшая оперная запись» «Любовь издалека»  стала победителем, обойдя очень достойных номинантов. Мне было безумно приятно. К сожалению, я не смогла приехать по приглашению устроителей Грэмми на церемонию, так как уже был подписан контракт на мои выступления в Индии.  Конечно, было бы намного интереснее записать эту оперу «живьем», что называется. Почувствовать особую атмосферу коллективного творчества. Ведь я не знакома лично ни с автором, ни с исполнителем главной мужской партии. Но скоро должны состояться съемки фильма на оперу «Любовь издалека», где мы наконец-то все познакомимся».

В наручниках и крови
Музыкальные пристрастия Лехиной многогранны. «Из классики я боготворю творчество Рахманинова. Он очень близок мне по духу, в его музыке есть все. Всегда своим иностранным коллегам говорю, если хотите узнать и  понять русскую душу, слушайте произведения Рахманинова. В его музыке есть все: и широта русской души, ее глубина, размах, и бескрайние русские просторы… Очень  люблю Верди, Рихарда Штрауса, Пуччини.Из популярной музыки  люблю слушать Лару Фабиан, Селин Дион, Мерайю Кери, Барбру Стрейзанд».В работе Екатерина Лехина больше всего любит репетиционный период, когда образ только зарождается, его поиски. Ей даже часто снится этот процесс. Лехиной часто приходится страдать по роли на сцене, но в этом певица видит только положительный момент, роли субреток ей никогда не импонировали. До сих пор она мечтает спеть Виолетту из знаменитой «Травиаты» Верди, но считает, что пока не настал тот час. Для артистки главное выложиться на сцене на все сто, лишь тогда наступает момент удовлетворения. «После некоторых ролей чувствуешь себя настолько опустошенным, что пошевелить пальцем для тебя большая проблема. Такое состояние было и после оперы Моцарта «Заида». Известный  американский режиссер Питер Селарс, который славится современными постановками, перенес действие оперы в наши дни, все происходит на швейной фабрике, где используется рабский труд людей. Многие считают его постановки жестокими. Но главная идея  режиссера, заставить человека задуматься, почему в наше время так много зла, бесчеловечности. Эта постановка сложная. Там есть и оружие, и кровь, и насилие. Две арии я пела, прикованная наручниками к столбу. Мне потребовалось длительное время для восстановления сил. Очень важно вовремя переключиться, иначе можно сойти с ума» .Певица убеждена, что в опере очень многое зависит от режиссера. Для нее наивысшее удовольствие работать с мастером, каковых сегодня немного. Ведь именно такой режиссер может помочь артисту раскрыть образ, двумя-тремя словами  вытащить из артиста нужные эмоции и все расставить на свои места. Так уж сложилось исторически, что Екатерина много работает за рубежом и мало в России. В этом году должен был состояться ее дебют в Большом театре, где она должна была исполнить свою коронную партию «Царицы ночи» из «Волшебной флейты» Моцарта. Но по каким-то причинам эти спектакли были заменены на другие постановки и концерты. Для Лехиной выступать перед соотечественниками всегда очень приятно и волнительно. А пока в ближайшее время ее ждут Монте-Карло, Тель-Авив, Сантьяго, Монреаль, Вена.

Алексей Семёнов© 2011-2019