Актриса Чекмасова
У каждой театральной эпохи свое лицо. Никто не станет спорить, что лицом нынешней эпохи для всех самарских театралов является Вера Ершова. А в военные и послевоенные годы самарский театр ассоциировался с прекрасной актрисой и замечательной женщиной Зоей Константиновной Чекмасовой. Перед мастерством этой великой актрисы многие склоняли головы.

Лишь тот факт, что актриса в 46-летнем возрасте играла 13-летнюю Джульетту, говорит о многом. Современники рассказывали, что никто и подумать не мог, что Чекмасова годится героине в бабушки.
Эта замечательная актриса отпраздновала в мае этого года свой столетний юбилей. Но, несмотря на это, Роман Виктюк предложил ей пострудничать, поставив спектакль, где главная роль будет предназначена для нее. Он уверен, что великих  рождается не так много, а она одна из них. Ответ за великой Зоей.Зоя Чекмасова родилась в семье кадрового офицера царской армии 100 лет назад. Вскоре после революции он перешел на службу в Красную армию. Ее мать занималась домашним хозяйством и детьми.  Любимым занятием для нее в свободное время было цветоводство. Эта же любовь передалась и маленькой Зое. И сейчас каждый свой день Зоя Константиновна начинает с беседы. Она разговаривает с цветами, желая им цветения и красоты.
Квартира Чекмасовых была похожа на оранжерею. И по сей день, великая актриса уверена, что наследственность страшная вещь. Человек, узнает себя в своих детях.
 Может потому, и актрисой стала она не случайно. Вероятно, этому способствовали гены, заложенные отцом. Он был актером-любителем. Так раньше называли участников художественной самодеятельности. В годы учебы в гимназии Зоя была участницей всех школьных спектаклей. Именно, тогда и появилась мечта стать актрисой. Другого выбора перед ней не было.
Она поступила в Одесский театральный техникум, после окончания, которого ее пригласили в труппу Одесского драматического театра.
  В Самарском академическом театре драмы работа Зои Константиновны Чекмасовой началась в 1935 году. Уже ее первая роль Екатерины в спектакле "Петр I" произвела огромное впечатление на публику.
За все годы работы в театре Зою Чекмасову видели на сцене в десятках ролей, она открыла для всех правду о самых различных национальных характерах и социальных типах. Но самым главным для нее всегда был образ русской женщины. Переиграв почти во всех пьесах Островского, Горького, советских драматургов, Чекмасова рассказала историю духовного возрождения русской женщины.
К примеру, роль Чекмасовой в спектакле "Персональное дело" оказалась важнейшей, хотя ее персонаж - Малютина - лишь один раз выходит на сцену. Но именно этот эпизод превращался в идейный центр спектакля.
Чекмасова играла почти без грима, словно решив отдать Малютиной все свое обаяние. Ее умное, немного утомленное лицо всегда вызывало у зрителя симпатию.
Зоя Чекмасова
Чаще всего ей приходилось играть роли героинь, очень далеких от совершенства: красота и человечность в этих характерах лишь слегка проглядывали. По воспоминаниям критиков тех лет, Чекмасовой особенно удались роли в спектаклях "Варвары" по М.Горькому и "Глубокая разведка" по А.Крону. Прекрасен был и созданный актрисой образ леди Паттерсон в пьесе "Остров Афродиты".
Коллеги говорили про Чекмасову: "Наша Зоя не может играть стопроцентную сволочь". Действительно, Чекмасовой всегда было чуждо одноцветное, однолинейное видение человека. Именно поэтому, она не очень удобно чувствовала себя, пытаясь воспроизвести на сцене характер, созданный жестким талантом Достоевского.
Были в биографии Чекмасовой и замечательно сыгранные сатирические роли: в пьесе И.Попова и А.Степанова "Порт-Артур" актриса играла Веру Алексеевну Стессель, этакого "генерала в юбке", предавшего и продавшего героических защитников крепости. Театралы со стажем помнят прекрасно сыгранную роль Марии Антоновны в "Ревизоре".
Чекмасова до сих пор очень любит Островского, поэтому и незабываемы созданные ею образы в "Волках и овцах" и  "Без вины виноватых".
Случалось в творчестве Чекмасовой такое, что она была просто незаменима: пьесу самарских авторов И.Тумановской и О.Тарасова "Дачный тупик" вначале собирался поставить Московский театр им. Гоголя. Но главреж отказался от пьесы, и премьера состоялась в Куйбышеве. Понять, чем "Дачный тупик" вызвал интерес московского театра, было нетрудно. Актуальная тема - борьба с собственническими инстинктами, драматизм сценических положений, ясно очерченный конфликт, искрометный юмор - все это достоинства большой притягательной силы, но все же они перед чем-то отступали.
 Секрет раскрыл тогдашний главный режиссер театра им. Гоголя П.П.Васильев, специально приезжавший в Самару посмотреть "Дачный тупик". После спектакля он откровенно сказал: "Отдайте нам Зою Чекмасову, и мы будем ставить "Дачный тупик". А без нее это будет очень примитивное зрелище". Мэтр выделил работу Чекмасовой, объяснив невозможность ставить эту пьесу в своем театре отсутствием актрисы такого масштаба и такого плана.
Но самым главным в творческой биографии этой актрисы стал факт потрясающего перевоплощения Чекмасовой - в 46 лет она сыграла роль 13-летней Джульетты. Никто из зрителей не мог поверить в то, что возраст актрисы уже далеко ушел от юных лет главной героини. Билеты на этот спектакль раскупались за месяцы. Стоит отметить, что два других состава, где роль юной влюбленной играли актрисы намного моложе. Эти спектакли популярностью не пользовались, и свободных мест в зале было всегда предостаточно.
Зоя Константиновна с мужем Георгием Шебуевым
Зоя Константиновна с мужем Георгием Шебуевым
Жизнь свела Зою Константиновну с замечательным человеком и талантливым актером Георгием Михайловичем Шебуевым. Самарский период ее жизни невозможно представить без него. Они были всегда вместе: и на сцене, и в жизни. Говорят, что вдвоем в театре всегда легче. Они сильно любили друг друга. В этой паре не было лидера. Актеры, как бы дополняли друг друга на сцене и в жизни. Достаточно быстро после замужества судьба подарила супружеской чете сына, который не пошел по стопам родителей. Он решил стать врачом. Сегодня хирурга, кандидата медицинских наук Михаила Шебуева знают в Самаре многие.
Ни Шебуев, ни Чекмасова никогда не были членами партии. Тем не менее, судьба уберегла их от сталинских "рукавиц". Хотя, в 1934 году Георгия Михайловича чуть не посадили. Спас прокурор-поклонник творчества Шебуева и Чекмасовой. Эту замечательную пару любили не только власть имущие. Судьба сводила их с Орленевым, Певцовым, Шульженко, Собольщиковым-Самариным, Верой Пашенной, Ольгой Лепешинской, Михаилом Царевым, Александром Довженко, Леонидом Утесовым, Иваном Козловским, Алексеем Толстым, Валерием Чкаловым, Юрием Гагариным. Последние годы принесли встречи с Мстиславом Ростроповичем, Константином Райкиным, Сергеем Юрским, Романом Виктюком, Александром Калягиным. Все они были гостями  дома Чекмасовой. С Марией Мироновой и Александром Менакером Чекмасова дружила до их ухода из жизни. Часто актерские пары навещали друг друга, приезжая в гости.
Больше 30 лет Зоя Чекмасова не выходит на сцену, но все до единого образа, созданные ею, являются творческим наследием не только самарской сцены, но и российской.
Зоя Константиновна с внучкой
С любимой правнучкой
  Сегодня когда многих ее современников нет в живых Зоя Константиновна живет семьей. Она окружена любовью и заботой. У нее две внучки - Оля и Наташа. Ольга Шебуева, заслуженная актриса РФ, известная драматическая актриса, а сестра директор театра "Понедельник". Ольга живет с бабушкой на 3-м этаже, а Наташа на втором. Процесс обмена занял много лет. Но желание быть рядом с любимой бабушкой для Натальи было очень велико.
 Особую радость сегодня  Зое Константиновне приносят ее правнуки. Старшая Даша учится в Сорбонне (не так давно она вышла замуж и поселилась в Париже), Гоша - в Академии культуры и искусства. Младшие - Леша и Аня - школьники.
Несмотря на годы Зоя Константиновна неприхотлива в быту. Она вышивает, читает "Комсомолку", смотрит "Вести" и "Поле чудес", ухаживает за цветами, переписывается с любимой внучкой и очень обижается, когда та нерегулярно отвечает ей из Парижа. Единственное, что напоминает ей о старости это слабые ноги и плохой слух. Ее до сих пор приходят навещать поклонницы, которые когда-то видели ее в образе Джульетты. С каждым днем их становится все меньше и меньше. Но Чекмасова не унывает и не хочет думать о смерти. Она очень рада, когда ей звонят коллеги по сцене Ершова, Дерябина и Боголюбова. До сих пор она рассуждает с ними о проблемах театра и новых постановках.
 Зоя Константиновна всегда относилась к жизни с интересом. Да и сейчас ее многое интересует и  удивляет. В этом она считает, секрет ее долголетия.  У нее всегда была какая-нибудь мечта. Последняя из них - желание встретить XXI век. Правда, на смену ей спешит другая. Она мечтает дожить до юбилея своей старшей внучки. И дай-то Бог, пускай она осуществиться.

2002г.

Алексей Семёнов© 2011-2017