Марина Алексеевна Ладынина
Жизнь человеческая непредсказуема. Еще вчера ты был в центре внимания, тебе рукоплескали, называли лучшим. А сегодня - полное забвение. Судьбу Марины Алексеевны Ладыниной простой не назовешь. В 40-е и 50-е годы народ обожал двух актрис: Орлову и Ладынину. Уже многие годы кино стало не главным в жизни Марины Алексеевны. И самое обидное, что не по ее воле.
В 1954 году на экран вышел фильм "Испытание  верности". Героиня  фильма Ольга переживала  серьезную  драму - ее оставил муж. Так уж случилось, что события, разворачивающиеся на экране, совпали с реалиями жизни самой актрисы.
Фильм вышел на экране. Многие оценили по достоинству образ созданный Ладыниной, глубокий и трагичный. Как раз в это время она окончательно разрывает отношения с мужем, режиссером и большим киноначальником Иваном Пырьевым. Позже Пырьев не раз пытался вернуться к Марине Алексеевне, но та была непреклонна. Прощать бесконечные измены мужа она больше не могла.
Этот разрыв поставил для актрисы точку в кинокарьере.
Но что о грустном. В конце октября 1941 года, 60 лет назад на экраны  вышел фильм "Свинарка и пастух", который стал вершиной славы для актрисы. В  фильме  была показана  чистая, преодолевающая  все  преграды любовь. Роль свинарки Глаши Ладынина сыграла с особой теплотой.

- Марина Алексеевна, сейчас, фильм "Свинарка и пастух" достиг можно сказать своего пенсионного возраста. Но, несмотря на это люди, продолжают его смотреть и по сей день. В чем, по-вашему, успех фильма?
- В искренности. Многие сейчас называют фильмы, в которых я снималась фильмами-сказками. Возможно, они правы. Но это право искусства, право мечты. "Свинарка и пастух" - мой самый любимый фильм. Сейчас я вспоминаю, как он снимался, в каких тяжелых условиях. В лучах прожекторов были видны падающие бомбы. И вот тут профессионализм играл колоссальную роль - ничто не должно мешать актеру. Я считаю, что свою задачу выполнила. Помню, как сразу после премьеры стала получать письма с фронта, в которых воины рассказывали, как они сражаются за ту Москву и ту любовь, которую увидели в нашем фильме.

- Вы поддерживаете отношения с "пастухом" актером  Владимиром Зельдиным?
- Конечно. Он молодец, что в свое время ушел в театр, хотя кино более престижно. Я ведь тоже окончила театральный институт. Работала в художественном театре. И то, что волею судеб я отошла к кино, для меня было большим горем. Правда, если бы я не снималась в фильмах, я никогда не узнала бы такой славы, такого теплого приема в тысячах городах.

- Как вам кажется, почему актеры "вдруг" исчезали с экранов?
- "Если звезды зажигают - значит, это кому-нибудь нужно". И исчезают, и исчезали по этой же причине. Многие актрисы, которые светили бы и по сей день, внезапно пропадали. Очевидно, дело в отдельных личностях и кинематографической системе того времени. Считать это естественным - невозможно.

- Вы играли простых девушек...
- И ничуть этого не стыжусь. Теперь у девушек дворцы большие, они очень хорошо одеваются в дорогие вещи. Но хотелось бы, чтобы было больше тепла. Я вспоминаю фильм "В 6 часов вечера после войны". Мой партнер Самойлов говорит: "Разрешите мне сказать, что я вас люблю. Не надо бросаться этим словом. Будет гроза. Теперь, когда столько разлук на свете, теперь с любовью шутить нельзя". Время сейчас не лучшее. И не принято сейчас говорить о вечной любви. Даже наоборот. Но все равно каждый ждет настоящей любви.

- Во многих фильмах ваши героини поют. Песни "Друга я никогда не забуду" и "Каким ты был, таким ты и остался" поют в народе. Не все знают: сама пела Ладынина, или ей кто-то "помогал" в этом?
- Пела я всегда сама. Кроме одной песни из фильма "Сказание о земле сибирской". Петь я перестала не так давно. Сейчас я совсем "распустилась".

- Говорят, что сам король музыки Исаак Дунаевский восторгался вашим пением?
- Не знаю, но мы с ним очень плотно сотрудничали. Это целая эпоха в моей жизни. Многие композиторы хвалили мое пение. И Фрадкин, и Богословский. Говорили, что чего-нибудь напишут, но это были пустые обещания. С Исааком Осиповичем же мы были большими друзьями. Он приходил к нам в дом, и если ему открывал дверь Пырьев, Дунаевский говорил: "Привет, но я не к тебе. Я к Марине пришел". Пырьев жутко злился. Это был очень веселый человек. Для меня он сочинил несколько песен. Некоторые из них я записала на радио. У него были авторские концерты. Вообще мы задумали целую программу, но этим планам не суждено было осуществиться. У Дунаевского было тяжелое заболевание сердца, ему нельзя было дирижировать, а он не мог без этого жить. Я с ним виделась за день до смерти. Была уверена, что мы завершим цикл. Но, увы...

- Вам повезло общаться с великими людьми от Станиславского до Раневской?
- Я счастлива, что близко общалась с Раневской, Николаем Черкасовым, Руслановой, Сухаревской, Юрием Олешой, Михаилом Светловым, Борисом Андреевым. А Станиславский для меня так вообще знаковая фигура. Благодаря нему я и подалась в актрисы. В  смоленское село, где я жила как-то  приехал  в  отпуск  артист  театра  Мейерхольда  Сергей  Фадеев.  Мы  познакомились. Сергей оставил мне адрес  ГИТИСа, и подарил книгу К. С.  Станиславского "Моя жизнь  в искусстве ". При помощи этой книги я стала готовиться  к  вступительным экзаменам в театральный ВУЗ. Тогда я и подумать не могла, что буду, знакома с автором этой книги. Во время встречи (я уже работала в театре у мэтра), которая шла более трех часов я рассказала об этом Константину Сергеевичу. Он долго смеялся, а в конце сказал: " Работайте, независимо  от  того,  есть  роль или нет. В  любой  момент, когда  вас вызову должны  быть готовы прочесть что-нибудь новое.  Иначе  рассержусь".
Я была счастлива, играя  роль Тани  в инсценированном      рассказе  Алексея Максимовича Горького "Двадцать шесть и одна" услышав похвалу  от  автора.

-  Расскажите немного о своих корнях.
- Мой отец уроженец Смоленской губернии. После демобилизации женился на маме, исконной сибирячке. Родилась  я в селе Назарово  Енисейской губернии, в  далекой сибирской деревне. В семье нас было четверо, я самая старшая. Училась в пятилетке. О том, чтобы стать актрисой, я не могла даже мечтать, настолько мы были бедны. В юности я всегда думала, как заработать денег, хотя бы на еду. Много работала по найму: летом у местной фермерши ежедневно доила по 10 коров. Зимой родители   отправляли меня учиться в другое село, так как в родной деревне школы не было. С детства  у  меня было  два  увлечения:  книги и  сцена. Я принимала самое активное участие в организации нашего детского театра. Была самым лучшим суфлером. Помню, меня часто дразнили словом "артистка". Частенько мне приходилось жаловаться учительнице на ребят-обидчиков. Я говорила, что пусть они меня дразнят, я все равно стану артисткой. Девятый  класс  с  педагогическим уклоном  я  закончила  в  городе Ачинске  и  в 15 с половиной лет  стала  сельской учительницей, преподавала в родном селе, а после перебралась в Смоленскую губернию  на родину отца.

- А как же вы попали в Москву?
- В  1929 году  по путевке  волостного комитета  комсомола  я была командирована в столицу, поступать  на  факультет  общественных наук. Однако, поступать, я пошла в  ГИТИС,  сдав  экзамен на "отлично".

- Авантюризм присущ вашему характеру?
- В общем-то, нет. Но иногда он в жизни помогает.

- А какое чувство для вас самое главное?
- Любовь. О ней я могу говорить часами.

- Вы говорите о любви. А сами в личной жизни были счастливы?
- А как же. Влюбилась я в своего мужа, когда еще жила в общежитии. Хоть и говорят, что артистки все гулящие, порочных дам среди нас не было. А может, и были, но это так скрывалось, что даже никто не мог и догадаться.

- Вы много лет прожили с Пырьевым, талантливым руководителем, замечательным режиссером, но деспотом и тираном. Говорят, что в перерывах между съемками его помощники, доведенные шефом до отчаяния, прямо в павильоне кончали жизнь самоубийством?
- С ним было очень тяжело. Он терпеть не мог чужого мнения. Из-за него в жизни я много страдала, но в какие-то моменты была счастлива, благодаря нему. Эта тема для меня закрытая, давайте поговорим о чем-нибудь другом.

- Вас часто путали с "актрисой № 1" Любовью Орловой?
- Да. У нас было что-то общее во внешности. Она мне об этом часто говорила. Многие считали, что мы сестры. Хотя по своей сущности мы были абсолютно противоположны. Мы никогда не враждовали, как приписывала нам это молва. Как я могла враждовать с такой интеллигентной женщиной. Я всегда перед ней преклонялась. Иногда общалась с ней. Близко Любовь Петровна ни с кем не дружила. Она вообще была женщиной с изысканными манерами, великосветской дамой. Для любого было за честь оказаться с ней в одной компании. Однажды я и Орлова вместе отдыхали в санатории возле Серебряного бора. Там она очаровала всех.
- Вы единственная актриса  в  отечественном  кинематографе, которой пять раз, была присуждена Сталинская премия за фильмы "Трактористы ", "Свинарка и пастух", "В шесть часов вечера после войны", "Сказание о земле сибирской", "Кубанские  казаки" никогда не состояли в партии. Это правда?
- Да. Раньше актрисе моего уровня это было просто необходимо. Но я не встала на этот путь, актер должен быть аполитичен. К тому же я знала, что происходило в обществе во времена сталинского правления.

- Вы состоятельный человек?
- Что вы! Я много чего упустила. Только теперь я понимаю, что за многое надо было сражаться. У меня и украсть-то нечего. Однажды по возвращению из гастролей зайдя в квартиру, увидела страшный беспорядок. Думаю: "Кто-то здесь побывал". А в нашем доме сбоку балкончик, с которого можно свободно попасть в любую из квартир. Я и сама однажды залезала, таким образом, когда оставила дома ключи. Вероятно, воры были очень расстроены, так как поживиться им было нечем: я никогда не имела никаких драгоценностей и прочих элементов роскоши. Может, это и хорошо?

Марина Алексеевна Ладынина

- Сейчас многие ваши ровесницы актрисы пишут книги, издают их и живут на эти деньги.
- Это сложный вопрос. Труднее всего писать о том, что было так давно.

- Вы много перенесли в жизни и, тем не менее, остались собой. Как вы выжили, когда стали "запретной" фигурой в кино?
- Благодаря работе в московском   театре - студии   киноактера. Я много там играла, ездила по стране с творческими вечерами.

- Чем вы сегодня можете гордиться?
- Внуком. Он закончил МГУ. Умница, в совершенстве владеет шестью языками. С детства был, одержим историей. Помню, как с гастролей всегда привозила ему стопки книг.

- Вам никогда ваша популярность не мешала?
- Теперь я бы иначе к ней отнеслась. Я слишком мало ценила ее. Я всегда считала, что она относится не ко мне, а вообще ко всему искусству. А я - ее часть. Это плохо, когда совсем нет тщеславия. Я не снимаюсь с 1954 года, и оказалась вырвана из времени. Жить за счет былой славы невыносимо трудно, поэтому я так редко даю интервью, всегда отвечаю отказом на просьбу о теле или фотосъемке. Пусть меня помнят такой, какой я осталась в людской памяти.

Алексей Семёнов© 2011-2019